Вступление
Стиль писем сохранён (Д.Б.)
М. П. Зарайский. Воспоминания.
Кто создал русский народный оркестр.
(НИИ театра, музыки и кинематографии Кабинет рукописных и иконографических материалов, ф. 27, оп. 1,л.л. 77-81 )
л.77. Русский мастер, создавший уникальные балалайки, домры для оркестра В.В.Андреева (тит. лист).
л.78. Русская смекалка творит и создаёт изумительные результаты
Налимов Семен Иванович, крестьянин Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда деревни Марьино, оказался ценнейшим
помощником в Андреевском деле для возрождения древних русских народных музыкальных инструментов, их усовершенствования и развития.
В.В. Андреев поставил себе целью возродить в подлиннике древние народные музыкальные инструменты, с.делать их красивыми, звучными, правильно передававшими звук, но сохранить их первобытность, не нарушая этнографических условий.
На нём лежала также и трудная задача не только усовершенствовать первобытные экземпляры, но создать их красивыми по тембру, над чем работали сотни лет скрипичные мастера Амати, Гварнери, Страдивариус и прочие, и в конце концов была выработана правильная пропорция и на ней остановились великие мастера скрипичного производства.
л.79. Тоже самое предстояло проделать и В.В. Андрееву. Для
этой цели он привлекает лучших специалистов по акустике.
Делают с ними и с участием Н.П..Фомина разные чертежи, вычисления и прочее. В этой работе принимают также участие лучшие художники, во главе с художником Билибиным, которые создают красивые формы будущих инструментов. Чертежи, проекты сделаны, но нужно мастерская, вернее ЛАБОРАТОРИЯ. Андрееву мастерская не нужна для коммерческих целей, а для осуществления поставленной цели - цели возродить древние музыкальные народные инструменты и передать их народу для постоянного пользования, но не в первобытном виде, а чтобы они были художественные, красивые, звучные, а впоследствии по этим образцам можно производить инструменты в большом количестве фабричным путем.
В созданную Андреевым лабораторию находят простого малограмотного деревенского столяра - краснодеревца Семена Ивановича Налимова, который в последствии оказался тем русским самородком со смекалкой, показавший в последствии, что он своим трудом, своей работой не ниже знаменитых скрипичных мастеров, скрипки которых расцениваются в сотни тысяч золотых рублей, сделал прекрасные русские инструменты.
л.80. Простой русский мужичек, без всякого образования,
малограмотный, скромный и деликатный в своих суждениях о деле, Налимов представлял собой совершенно исключительного, замечательного самородка, являющегося в своем деле вторым Страдивариусом. До сего времени ещё никому из мастеров не удавалось сделать балалайки похожие на налимовскую. Достаточно сказать, что когда В.В.Андреев устроил на Всемирной выставке в Париже витрину усовершенствованных русских народных инструментов, то Налимову С.И. присуждена была высшая награда. Так постепенно, шаг за шагом, из года в год, вели свое дело Андреев по пути совершенствования и завоевания почетного места. И привело к тому, что его идея стала действительностью и завоевала всеобщее признание и восхищение лучших наших корифеев музыкантов и дирижеров, а также деятелей Европы и создали мировую славу В.В.Андрееву и его оркестру. Балалайки и прочие народные инструменты работы Налимова расцениваются музыкантами очень высоко и их даже сейчас нельзя найти. Эти инструменты налимовской работы уже музейная редкость, и их также трудно достать как скрипку работы Амати или Страдивариуса.
Для производства хороших музыкальных инструментов нужен добротный выдержанный материал и, главным образом, ель и клен. Кузов балалайки делался из клена, верхняя доска или дека - из ели, а ручка или гриф - из грушевого дерева.
При организации лаборатории - мастерской не оказалось клёна.
л.81. А двери, косяки в доме В.В.Андреева были устроены из хорошего горного клёна, что установил С.И. Налимов, барабаня и стуча по косяку окна и делая замечания о качество материала.
А когда Налимов высказал своё мнение о клене, который он назвал первосортным, Андреев приказал снять все косяки и
двери, отнести их в мастерскую и из них делать инструменты.
Дом некоторое время был без окон и дверей, пока не сделали новые из другой породы дерева.
Впоследствии все инструменты в оркестре Андреева были из мастерской Налимова, тщательно проверенные и испытанные.
На промышленной выставке в С-Петербурге были выставлены произведения работы Налимова С.И., и жюри единогласно присвоило ему Большую Золотую медаль “Музыкальный мир” за 1906-1907 г.г.
Дворцовое ведомство за создание высокого качества русских народных инструментов присвоило Налимову звание Почетного гражданина.
Со смертью основателя первого русского народного оркестра погибла от пожара мастерская–лаборатория Налимова С.И., а затем умер Русский Страдивариус Семен Иванович Налимов.
М. Зарайский, 10/Х-1951 г., бывший Секретарь и администратор Великорусского оркестра В.В.Андреева
__________________________________________________________________________________________________________
Копия ответа председателя колхоза Молдино,
Брусовского района, тов. Е.Петрова на запрос о балалаечном мастере
С.И. Налимове.
(выслана в адрес Зарайского из редакции “Калининской правды"
27/11-1952 г. исх. № 9500).
Заведующему отделом писем редакции газеты
"Калининская правда".
На Ваше отношение с приложением письма т. Зарайского,
бывшего секретаря и администратора Великорусского оркестра В.В.Андреева сообщаю: мною были опрошены старые по возрасту колхозники нашего колхоза, знавшие В.В.Андреева и известного мастера балалаек и домр Налимова С.И. О В.В. Андрееве, его современники отзываются как о простом и отзывчивом человеке, близким к народу.
В свое небольшое именьице Марьино, теперешней территории колхоза Молдино, Андреев В.В. приезжал ежегодно на лето в сопровождении своих музыкантов и часто здесь производил сыгровки. Здесь же находилась мастерская балалаек и домр возглавляемая выдающимся мастером самоучкой Налимовым С.И.
Сам Андреев В.В. умер в 1918-19 г.г. где-то вне Марьина, никто не знает здесь места его смерти и погребения. Его дом в Марьино сгорел в 1921 г. при загадочных обстоятельствах, по некоторым данным. подожжен кулаками, которые имели целью построиться на этом месте. При пожаре сгорела большая библиотека, много картин и другой памяти знакомства Андреева с Горьким, 3аляпиным (вероятно имелось ввиду Шаляпиным - Д.Б.) и другими представителями литературы и искусства. Мебель и другие вещи во время пожара растащили местные кулаки.
Мать Андреева Софья Михайловна, старушка, прожила после этого 2 года, умерла и похоронена в Молдино на кладбище. Из Андреевских построек сохранился его флигель, который использовался до 1935 г. как клуб, после чего был перевезён в центр Молдино в парк, и используется как одно из зданий Молдинской школы семилетки. Сейчас возбуждено ходатайство от класса об установлении мемориальной доски на этом здании.
О Налимове С.И. мне удалось получить следующие сведения. Родился он в 70-х г.г. прошлого столетия в семье крестьянина - бедняка Вологодской губернии. Ещё мальчиком он поступил учеником в одну столярную мастерскую в г. Вологде, где стал искусным столяром, занялся мыслью сделать балалайку новой конструкции (до этого времени балалайки были долблённые) и стал их делать.
В 90-х г.г.в поисках работы он поехал в Питер, но средств доехать у него не хватило и он вылез на станции Еремково с целью подработать средства для дальнейшей поездки. Здесь он нанялся по столярному делу на постройку помещичьего дома в имении Услада (ныне на территории колхоза "Призыв Сталина" Поддубского с/с/ ) в 7 километрах от Молдино, где работал около двух лет. Здесь между делом Налимов С.И. занялся изготовлением балалаек. Об этом прослышал В.В.Андреев, который уговорил Налимова перейти к нему и возглавить основанную им балалаечную мастерскую в Марьине.
Помещение балалаечной мастерской стояло до 1931 г. когда вследствие ветхости было использовано на дрова,
Под руководством Налимова работали другие выдающиеся балалаечные мастера Оглоблин Петр Васильевич, Яковлев Савелий и местный житель крестник Налимова - Гудков Степан Ефремович, который погиб в Великую Отечественную войну.
Налимов получал от Андреева жалование по 60 руб. в месяц, имел ряд наград русских и иностранных за изготовление балалаек и домр (как рассказывают три золотые медали). На средства Андреева Налимов приобрел небольшой домик, выстроенный напротив усадьбы Андреева.
Умер Налимов С.И. в 1916 г. в Петрограде от горловой чахотки. Его жена местная уроженка (бывшая прислуга Андреева) Варвара Леонтьевна после смерти мужа перевезла домик в д. Грибачево к своим родственникам (5 км от Молдино), где и умерла в 1922 г, и похоронена в с. Молдино на кладбище.
Детей у них не было, сведений о родственниках более нет. Бывший домик Налимова был использован в колхозе им. 8 марта (д. Грибачево) под кузницу. В 1950 г. колхоз 8-е Марта слился с колхозом "Молдино", в декабре 1951 г. это помещение было перевезено и поставлено в качестве жилой избушки на 2-й Молдинской ГЭС.
Об В.В.Андрееве можно кое-что узнать из архива Молдинской начальной школы, которую он основал на свои средства. Этот архив находится в Молдинской семилетней школе.
С приветом,
Председатель колхоза “Молдино” - Е.Петров.
20/11-1952 г.
|