БАЛАЛАЙКИ

НАЛИМОВА

Музыкальный мастер из села Выльгорт

Архив Дмитрия Белинского

 

стр. 2

Вступление, стр. 1 | На Главную страницу сайта Квартета "СКАЗ"

 

Это старый адрес сайта.
It is the old address of a site.
New www.skaz1.com


 

 

Вступление

Стиль писем сохранён (Д.Б.)

 

М. П. Зарайский.  Воспоминания.
Кто создал русский народный оркестр.
(НИИ театра, музыки и кинематографии Кабинет рукописных и иконографических материалов, ф. 27, оп. 1,л.л. 77-81 )

л.77.         Русский мастер, создавший уникальные балалайки,     домры для   оркестра  В.В.Андреева (тит. лист).

л.78.      Русская смекалка творит и создаёт изумительные результаты

Налимов Семен Иванович, крестьянин Тверской губернии, Вышневолоцкого уезда деревни Марьино, оказался ценнейшим
помощником в Андреевском деле для возрождения древних русских народных музыкальных инструментов, их усовершенствования и развития.
В.В. Андреев поставил себе целью возродить в подлиннике древние народные музыкальные инструменты, с.делать их красивыми, звучными, правильно передававшими звук, но сохранить их первобытность, не нарушая этнографических условий.
На нём лежала  также и трудная задача не  только усовершенствовать первобытные экземпляры, но создать их красивыми по тембру, над чем работали сотни лет скрипичные мастера Амати, Гварнери, Страдивариус и прочие, и в конце концов была выработана правильная пропорция и на ней остановились великие мастера скрипичного производства.

л.79.     Тоже самое предстояло проделать и В.В. Андрееву. Для
этой цели он привлекает лучших специалистов по акустике.
Делают с ними и с участием Н.П..Фомина  разные чертежи,  вычисления и прочее. В этой работе принимают также участие лучшие художники, во  главе с художником Билибиным, которые создают красивые формы будущих инструментов. Чертежи, проекты сделаны, но нужно  мастерская, вернее ЛАБОРАТОРИЯ. Андрееву мастерская не нужна для  коммерческих целей, а для  осуществления поставленной цели - цели возродить древние музыкальные народные инструменты и передать их народу для постоянного пользования, но не в первобытном виде, а чтобы они были художественные, красивые, звучные, а  впоследствии по этим образцам можно производить инструменты в большом количестве фабричным путем.
В созданную Андреевым лабораторию находят простого малограмотного деревенского столяра - краснодеревца  Семена Ивановича Налимова, который в последствии оказался   тем русским самородком со смекалкой, показавший в последствии, что он своим  трудом, своей работой не ниже знаменитых скрипичных мастеров, скрипки которых расцениваются в сотни  тысяч золотых рублей, сделал прекрасные русские инструменты.

л.80.  Простой русский мужичек, без всякого образования,
малограмотный, скромный и деликатный в своих суждениях о деле, Налимов представлял собой совершенно исключительного, замечательного самородка, являющегося в своем деле вторым Страдивариусом. До сего времени ещё никому из мастеров не удавалось сделать балалайки похожие на налимовскую. Достаточно сказать, что когда  В.В.Андреев устроил на Всемирной  выставке в Париже витрину усовершенствованных русских    народных инструментов, то Налимову С.И.  присуждена  была высшая награда.  Так постепенно, шаг за шагом, из  года  в  год, вели свое дело Андреев по пути совершенствования и завоевания почетного места.  И привело к  тому, что его идея стала действительностью и завоевала  всеобщее признание и восхищение лучших наших корифеев музыкантов и дирижеров, а  также деятелей   Европы и создали мировую славу В.В.Андрееву и его оркестру. Балалайки и прочие народные инструменты работы Налимова  расцениваются музыкантами очень высоко и их даже сейчас нельзя найти. Эти инструменты налимовской работы уже музейная редкость, и их также трудно достать как скрипку работы Амати или Страдивариуса.
Для производства хороших музыкальных инструментов нужен добротный выдержанный материал и, главным образом, ель и клен. Кузов балалайки делался из клена, верхняя доска или дека - из ели, а  ручка  или гриф - из  грушевого дерева.
При организации лаборатории - мастерской не оказалось клёна.
л.81.   А  двери, косяки в доме В.В.Андреева были устроены из хорошего горного клёна, что установил С.И. Налимов, барабаня  и стуча по косяку окна и делая замечания  о качество материала.
А  когда  Налимов высказал своё мнение  о клене, который он назвал первосортным, Андреев приказал снять все косяки и
двери, отнести их в мастерскую и из них делать инструменты.
Дом некоторое время был без окон и дверей, пока не сделали новые из другой  породы дерева.
Впоследствии все инструменты в оркестре Андреева были из мастерской Налимова, тщательно проверенные и испытанные.
На промышленной выставке в С-Петербурге были выставлены произведения работы Налимова С.И., и жюри единогласно присвоило ему Большую Золотую медаль “Музыкальный мир” за  1906-1907 г.г.
Дворцовое ведомство за  создание высокого качества  русских народных инструментов присвоило Налимову звание Почетного  гражданина.
Со смертью основателя первого русского народного оркестра погибла  от пожара мастерская–лаборатория Налимова  С.И., а  затем умер Русский Страдивариус Семен Иванович Налимов.

 

М. Зарайский, 10/Х-1951  г., бывший Секретарь и администратор Великорусского оркестра В.В.Андреева

__________________________________________________________________________________________________________

 

Копия  ответа председателя колхоза Молдино,
Брусовского района, тов. Е.Петрова на запрос о балалаечном мастере
С.И. Налимове.

(выслана в адрес Зарайского из редакции “Калининской правды" 
27/11-1952  г.   исх.  № 9500).
Заведующему отделом писем редакции  газеты
"Калининская правда".

     На  Ваше отношение  с приложением письма  т. Зарайского,
бывшего секретаря и администратора  Великорусского оркестра В.В.Андреева  сообщаю: мною были опрошены старые по возрасту колхозники нашего колхоза, знавшие  В.В.Андреева и известного мастера балалаек и домр Налимова С.И. 
О В.В. Андрееве, его современники отзываются  как о простом и отзывчивом человеке, близким к народу.
В свое небольшое именьице Марьино, теперешней территории колхоза Молдино, Андреев В.В.  приезжал ежегодно на  лето в сопровождении своих музыкантов и часто здесь производил сыгровки. Здесь же находилась мастерская балалаек и домр возглавляемая выдающимся мастером самоучкой Налимовым С.И.
Сам Андреев  В.В.  умер в  1918-19  г.г. где-то вне Марьина, никто не знает здесь места его смерти и погребения. Его дом в Марьино сгорел в  1921   г.  при загадочных обстоятельствах, по некоторым данным. подожжен кулаками, которые имели целью построиться на  этом месте. При пожаре сгорела большая библиотека, много картин и другой памяти знакомства Андреева с Горьким, 3аляпиным (вероятно имелось ввиду Шаляпиным - Д.Б.) и другими представителями литературы и искусства. Мебель и другие вещи во время пожара растащили местные кулаки.
Мать Андреева Софья Михайловна, старушка, прожила после  этого 2  года, умерла и похоронена в Молдино на  кладбище.  Из Андреевских построек сохранился его флигель, который использовался до 1935  г.  как клуб, после чего был перевезён в центр Молдино в парк, и используется как одно из зданий Молдинской школы семилетки. Сейчас возбуждено ходатайство от класса  об установлении мемориальной доски на  этом здании.
О Налимове С.И.  мне удалось получить следующие сведения. Родился он в 70-х  г.г. прошлого столетия  в семье крестьянина - бедняка  Вологодской  губернии. Ещё мальчиком он поступил учеником в  одну столярную мастерскую в  г. Вологде, где стал искусным столяром, занялся мыслью сделать балалайку новой конструкции  (до этого времени балалайки были долблённые)   и стал их делать.
В 90-х  г.г.в поисках работы он поехал в Питер, но средств доехать у него не хватило и он вылез на  станции Еремково с целью подработать средства для дальнейшей поездки. Здесь он нанялся по столярному делу на постройку помещичьего дома в имении Услада (ныне на  территории колхоза  "Призыв Сталина" Поддубского с/с/ ) в 7 километрах от Молдино, где работал около двух лет. Здесь между делом Налимов С.И.  занялся изготовлением балалаек. Об этом прослышал В.В.Андреев, который уговорил Налимова перейти к нему и возглавить основанную им балалаечную мастерскую в Марьине.
Помещение балалаечной мастерской стояло до  1931   г.   когда вследствие ветхости было использовано на дрова,
Под руководством Налимова работали другие выдающиеся балалаечные мастера Оглоблин Петр Васильевич, Яковлев Савелий и местный житель крестник Налимова -  Гудков Степан Ефремович, который погиб в  Великую Отечественную войну.
Налимов получал от Андреева жалование по 60 руб.  в месяц, имел ряд наград  русских и иностранных за  изготовление балалаек и домр (как рассказывают три золотые медали). На средства Андреева Налимов приобрел небольшой домик, выстроенный напротив усадьбы Андреева.
Умер Налимов С.И.  в  1916  г.   в Петрограде от горловой чахотки. Его жена местная уроженка (бывшая прислуга Андреева)  Варвара  Леонтьевна после смерти мужа перевезла домик в д. Грибачево к своим родственникам (5  км от Молдино), где и умерла  в  1922  г,  и похоронена в с. Молдино на кладбище.
Детей у них не было, сведений о родственниках более нет. Бывший домик Налимова  был использован в колхозе им. 8 марта  (д. Грибачево)  под  кузницу. В 1950 г.   колхоз 8-е Марта  слился с колхозом "Молдино", в декабре 1951  г. это помещение было перевезено и поставлено в  качестве жилой избушки на 2-й Молдинской ГЭС.
Об В.В.Андрееве можно кое-что узнать из архива Молдинской начальной школы, которую он основал на  свои средства. Этот архив находится в Молдинской семилетней школе.

С приветом,
Председатель колхоза   “Молдино”  - Е.Петров.
20/11-1952  г.

 
ВХОД В АРХИВ

 

Hosted by uCoz