"Имена нашего времени"
Москва, 2003 г.
НА ГЛАВНУЮ
Музыка Квартета "СКАЗ"
Видео Квартета "СКАЗ"
СОБОЛЕВА-БЕЛИНСКАЯ
Валентина Ивановна:
«Мы извлекли
балалайку из чулана на свет Божий»*
В Москве, в Восточном округе, на «Преображенке», живет одна удивительно красивая и талантливая супружеская пара — Валентина и Дмитрий Белинские. В далеком 1973 году Валентина Соболева-Белинская создала первый струнный квартет русских народных инструментов «Сказ», который вышел на эстраду нашей страны как самостоятельный сольный коллектив. Квартет, который полностью перевернул представление о русских народных музыкальных инструментах, и который стал родоначальником нового эстрадного пути в народно - инструментальном исполнительстве. Квартет, с которого брали и до сих пор берут пример многие музыкальные коллективы не только России. Валентина, организатор и руководитель, домра-прима, солист. Ее муж Дмитрий — балалайка – прима, директор коллектива. Известность и звания к этому творческому коллективу пришли давно, но только самим артистам, да Господу Богу известно, через какие тернии им пришлось пройти. Этих удивительно красивых, талантливых и мужественных музыкантов знает весь мир, о них пишут за рубежом, пора и нам, преображенцам, познакомиться поближе со своими уникальными земляками.
Валентина работала в оркестре, который аккомпанировал полусамодеятельным хореографическим коллективам и хорам. Вскоре эта рутина надоела, захотелось чего-то большего. И тогда она сагитировала троих музыкантов уйти из оркестра и создать свой квартет. Уходили с жутким скандалом и в никуда. Но за спиной появились такие крылья, такое ощущение полета, свободы!
Правда, пришлось помыкаться. Ходили по разным организациям, и везде им предлагали свои варианты, которые сводились к одному — взять несколько солистов и аккомпанировать им. Но музыканты не для того создавали свой квартет. Аккомпанирующих составов в то время было много. От таких «хождений по мукам» Валентине пришла в голову отчаянная мысль: написать письмо в посольство США. Шел 1975-й год. В то время и смотреть-то в сторону американцев было опасно. Не то, что вступать в переписку. Свекровь Валентины начала уже «сушить сухари». Но деваться было некуда. В такие тиски зажали молодой квартет, что дышать невозможно.
Лодзь, Польша. Ноябрь 1999 г. |
Однако восхождение на Олимп все же началось. Не дождавшись ответа из американского посольства, музыканты пошли в редакцию газеты «Культура». Попали к М.А. Игнатьевой. Она прониклась идеей, и музыканты провели там шефский концерт для сотрудников. Всем очень понравилось, и тут же в «Культуре» появилась первая статья о квартете, она называлась «Первый сказ о Сказе». На следующий день последовал звонок из американского посольства. Теперь им предлагали буквально «золотые горы». Но после выхода этой статьи в музыкантах что-то переменилось. Они почувствовали, что нужны дома. Американскому посольству сказали: «Нет, извините за беспокойство, у нас все наладилось».
И никогда не пожалели о своем решении. На протяжении всех последних лет квартет не раз мог остаться не только в Америке, но и в самых разных странах Западной Европы. Патриотизм это или нет, но Валентина любит свой дом, друзей и близких. А там что делать? Она понимала: корни все равно останутся здесь. Чтобы уехать просто так, надо от природы быть космополитом. Другое дело, если тебе не дают жить, творить, как эмигрантам первой волны. А сейчас для творческого человека в России свободы хватает. Не случайно многие иностранцы, приехав поработать, в Россию, остаются здесь, женятся. Сколько таких Валентина видела даже на Дальнем Востоке, где нет никакой цивилизации. Очаровываются красотами тайги и забывают про комфорт.
После успешного концерта в редакции «Культура» музыканты обратились в Москонцерт, в филармонический отдел. В то время туда брали только лауреатов международных конкурсов или заслуженных артистов. Но они были молоды, и им все было нипочем. И снова повезло. Отделом руководил виолончелист Яков Моисеевич Смолянский. У квартета к тому времени было сделано 3-4 пьесы. Играли по нотам. От волнения пульты «полетели» во все стороны, кто-то чего-то забыл. Но Яков Моисеевич сумел разглядеть творческое зерно квартета и, можно сказать, не глядя, взял их в свой отдел и начал с ними работать. Доставалось от мэтра немало. Валентина в то время училась, на руках маленькая дочка, которую не с кем оставить и приходилось брать то на репетиции, то на гастроли. А тут еще Яков Моисеевич вызывает на дополнительные занятия, пальчики ставить. Он удивительный был фанат. В общем, замучил молодых музыкантов. Но сейчас Валентина ему за все очень благодарна.
«После выхода на эстраду решили придумать квартету название, ведь он состоит прежде всего из людей, а не из их инструментов, — рассказывает Валентина, — в те времена всего несколько музыкальных коллективов имели свои имена — «Песняры», «Аккорд» и т.д. Квартет народных инструментов на эстраду вышел впервые. До них выступали только отдельные солисты-балалаечники. Ансамбли же работали перед сеансами в кинотеатрах, в ресторанах да клубах. Я дала всем задание придумать слово из четырех букв. Думали долго, но, увы...»
И вот гастроли на Урале, в Магнитогорске. После первого же концерта за кулисы приходит один из слушателей. Валентина на него посмотрела, и сразу же у нее мелькнула мысль: «Бажов в гости пришел». Такое потрясающее сходство с этим великим сказочником. Больше всего поразили его глаза — ясные и синее, как небо. Волосы белые, взгляд молодой, свет из глаз просто струится, а самому — лет под 80. И он говорит: «Ребята, как вы играете! Словно сказы сказываете». «Боже, — подумала, Валентина. — Да он же нас окрестил». Это судьба...
«А дальше у нас появились аранжировщики и композиторы, — вспоминает Соболева-Белинская, — самую большую роль в судьбе квартета сыграл композитор Иосиф Аркадьевич Тамарин». Но он не сам пришел. Валентина его уговорила. Он тогда преподавал в областном музыкальном училище джаз и писал джазовые пьесы. Однажды на отчетном концерте Валентина услышала их в исполнении джазового оркестра и была потрясена. После концерта, набравшись смелости, подошла к Тамарину и стала уговаривать написать что-нибудь для своего квартета. Тот сначала категорически отказывался: «Я джазовый композитор, а балалайку терпеть не могу». Но она уговорила его хотя бы прийти к ним и послушать. Пришел, послушал, остался. А вскоре принес и свою первую пьесу. Она была настолько гениальна, как будто ее писал композитор - народник. Хотя, даже народник бы так не написал. В общем, репертуар «Сказа» стал очень быстро пополняться оригинальными пьесами и аранжировками Тамарина.
Кроме него, с квартетом работал очень талантливый композитор Сергей Рыков, который жил недалеко от Белинских в Измайлове. За свою короткую жизнь Сергей написал много замечательных произведений для самых разных исполнителей. Например, для Вилли Токарева — музыку к песне «Заходи ко мне на огонек», для «Песняров» — ряд вступлений, исполняемых на баяне, для оркестра Гараняна — аранжировку песен Высоцкого «Кони привередливые», «Скалолазка». Всех и не перечислишь. Сергей Рыков был потрясающе талантливый композитор. Человек чистейшей души. Он мог в три часа ночи позвонить Дмитрию и Валентине и сказать: «Послушайте, какую я музыку сочинил».
Белинские хорошо помнят свои первые гастроли. Это была Румыния. Они ездили по линии ЦК комсомола. Там праздновали какой-то молодежный юбилей.
И еще они никогда не забудут поездку в Чечню. Квартет дал согласие сразу же, не раздумывая. Выступали в самых горячих точках, там, где не ступала нога артиста. Вместо сцены был кузов грузовика. Открытая площадка, а рядом, в горах, боевики. Опасные гастроли. Но страшно не было. Ранее «Сказ» уже выступал в горячих точках Афганистана, но там все было по-другому. Знакомые были удивлены таким решением. Не поддержал никто. Все только восклицали: «Вы что, ненормальные? Куда лезете? Зачем?»
Квартет пробыл там
три дня, но столько впечатлений! Выступали в Новогрозненске, Шатое, Барзое, Шали. От одной «эстрадно - боевой площадки» до другой добирались на вертолетах.
Как их принимали! В Новогрозненске концерт проходил почти в чистом поле.
Разведчики подарили Валентине такой огромный букет ромашек, что они с мужем вдвоем едва его донесли. После этих гастролей осталось впечатление, что там собрались самые мужественные и чистые люди, цвет нации. Конечно, бывают исключения, попадаются и отбросы. Но они не задерживаются или сами уходят, или их выгоняют с позором. «Когда мы уезжали, солдаты и офицеры писали письма своим родным и близким и телефоны на клочках бумаги, — вспоминает Валентина, — просили им сообщить, что живы».
Очень тепло принимают квартет зрители. Они неоднократно были на гастролях в Польше. «В 2000 году поляки вручили нам медаль Адама Мицкевича и Александра Пушкина и диплом, — продолжает рассказывать Валентина, — это очень почетная награда. Ее вручают только полякам». Музыканты из «Сказа» стали первыми иностранцами, удостоившимися такой высокой чести. А вот во время последних гастролей, поляки обратились к ним с просьбой прислать им репертуар квартета (издано шесть сборников). Они создали у себя аналогичный квартет. Похожие музыкальные коллективы появились во Франции и в Америке. Иногда в зарубежных гастролях они ощущали себя немного дипломатами. Все долго вспоминали концерт в Кракове, в консульстве. В программе квартета есть гопак Хачатуряна из балета «Гаяне». Музыканты не планировали его играть, но чутье подсказало, что надо это произведение исполнить. И тогда Валентина объявила: «Сейчас прозвучит для вас украинский гопак из балета «Гаяне» армянского композитора Арама Хачатуряна в исполнении русского квартета «Сказ» на польской территории». Вот такой двойной квартет получился. Как потом им рассказывали сами работники консульства, этот концерт сравнивали с несколькими дипломатическими приемами.
«Во время зарубежных гастролей были незабываемые эпизоды, — вспоминает Соболева-Белинская, ~ в Бразилии к нам за кулисы пришел «король футбола» Пеле. Ему так понравилась игра, что он долго жал всем нам руки, выражая свое восхищение». Валентина подумала тогда, что сочетание мелодично - романтических звуков затрагивает самые тонкие струны души человека, независимо от его национальности. Кстати, по наблюдениям самих музыкантов больше всего балалайка волнует немцев.
В 2003 году «Сказу» исполнилось 30 лет. Юбилейный год он выступал с концертами на самых престижных сценах России. А в декабре — в Оружейной палате Московского Кремля.
Валентина
Соболева-Белинская, талантливая и очаровательная женщина. В чем секрет ее молодости?
В искусстве, гармонии с собой, любви и обожании мужа? Наверное, во всем понемногу.
Из досье квартета.
Русский концертный квартет «СКАЗ» основан в 1973 году. Артисты неоднократно выступали на сценах Кремлевского Дворца Съездов, Большого театра, в зале имени П.И. Чайковского, в залах Московской Государственной консерватории и др. В 1985 году квартету было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола. Коллектив также имеет дипломы Королевства Непал (1986 г.), Академии военно-морского флота Венесуэлы (1986 г.) и другие.
С 1987 года квартет «Сказ», являясь членом Международного союза музыкальных деятелей, активно концертирует и занимается популяризацией русской народной и классической музыки. Квартет выступал в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки, принимал участие в международных фестивалях и выставках в Дании, Норвегии, Голландии, Швейцарии, США, ЮАР. «Сказ» — автор многих фондовых записей на радио и телевидении и семи сольных пластинок и компакт-диска, выпущенного в Голландии. В 1994 году в Будапеште квартет записал музыку к кинофильму «Екатерина Великая» (производство США - Германия) совместно со сводным симфоническим оркестром исполнителей из Германии, США, Венгрии. В 1995-м — музыку к фильму «Индиана Джонс и Лев Толстой».
В составе ансамбля — профессиональные музыканты: художественный руководитель ансамбля Валентина Соболева-Белинская (домра-прима, вокал) — заслуженная артистка России, почетный член Международного музыкального союза имени П.И. Чайковского (г. Калькутта, Индия), почетный гражданин города Нью-Орлеана, США; заслуженный артист России, президент Российского Клуба музыкантов – народников Дмитрий Белинский (балалайка-прима, директор); дипломант международного конкурса Андрей Тарасов (домра-альт), дипломант международного конкурса Дмитрий Аверин (балалайка-бас).
*Имеется в виду балалайка – бас, ее новое предназначение и функции на эстраде...
Татьяна Калмыкова