Из книги Татьяны Калмыковой

"Имена нашего времени"

Москва, 2003 г.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

КВАРТЕТА "СКАЗ"

От первого лица

НА ГЛАВНУЮ

Музыка Квартета "СКАЗ"

Видео Квартета "СКАЗ"


Это старый адрес сайта.
It is the old address of a site.
New www.skaz1.com


 

СОБОЛЕВА-БЕЛИНСКАЯ                             

  Валентина Ивановна:

«Мы извлекли

балалайку из чулана на свет Божий»*

В Москве, в Восточном округе, на «Преображенке», живет одна удивительно красивая и талантливая супружеская пара — Валентина и Дмитрий Белинские. В далеком 1973 году Валентина Соболева-Белинская создала первый струнный квартет русских народных инструментов «Сказ», который вышел на эстраду нашей страны как самостоятельный сольный коллектив. Квартет, который полностью перевернул представление о русских народных музыкальных инструментах, и который стал родоначальником нового эстрадного пути в народно - инструментальном исполнительстве. Квартет, с которого брали и до сих пор берут пример многие музыкальные коллективы не только России. Валентина, организатор и руководитель, домра-прима, солист. Ее муж Дмитрий — балалайка – прима, директор коллектива. Известность и звания к этому творческому коллективу пришли давно, но только самим артистам, да Господу Богу известно, через какие тернии им пришлось пройти. Этих удивительно красивых, талантливых и мужественных музыкантов знает  весь мир, о них пишут за рубежом, пора и нам, преображенцам, познакомиться поближе со своими уникальными земляками.

Валентина работала в оркестре, который аккомпанировал полусамодеятельным хореографическим коллективам и хорам. Вскоре эта рутина надоела, захотелось чего-то большего. И тогда она сагитировала троих музыкантов уйти из оркестра и создать свой квартет. Уходили с жутким скандалом и в никуда. Но за спиной появились такие крылья, такое ощущение полета, свободы!

Правда, пришлось помыкаться. Ходили по разным организациям, и везде им предлагали свои варианты, которые сводились к одному — взять несколько солистов и аккомпанировать им. Но музыканты не для того создавали свой квартет. Аккомпанирующих составов в то время было много. От таких «хождений по мукам» Валентине пришла в голову отчаянная мысль: написать письмо в посольство США. Шел 1975-й год. В то время и смотреть-то в сторону американцев было опасно. Не то, что вступать в переписку. Свекровь Валентины начала уже «сушить сухари». Но деваться было некуда. В такие тиски зажали молодой квартет, что дышать невозможно.

 

Лодзь, Польша. Ноябрь 1999 г.

Однако восхождение на Олимп все же началось. Не дождавшись ответа из американского посольства, музыканты пошли в редакцию газеты «Культура». Попали к М.А. Игнатьевой. Она прониклась идеей, и музыканты провели там шефский концерт для сотрудников. Всем очень понравилось, и тут же в «Культуре» появилась первая статья о квартете, она называлась «Первый сказ о Сказе». На следующий день последовал звонок из американского посольства. Теперь им предлагали буквально «золотые горы». Но после выхода этой статьи в музыкантах что-то переменилось. Они почувствовали, что нужны дома. Американскому посольству сказали: «Нет, извините за беспокойство, у нас все наладилось».

И никогда не пожалели о своем решении. На протяжении всех последних лет квартет не раз мог остаться не только в Америке, но и в самых разных странах Западной Европы. Патриотизм это или нет, но Валентина любит свой дом, друзей и близких. А там что делать? Она понимала: корни все равно останутся здесь. Чтобы уехать просто так, надо от природы быть космополитом. Другое дело, если тебе не дают жить, творить, как эмигрантам первой волны. А сейчас для творческого человека в России свободы хватает. Не случайно многие иностранцы, приехав поработать, в Россию, остаются здесь, женятся. Сколько таких Валентина видела даже на Дальнем Востоке, где нет никакой цивилизации. Очаровываются красотами тайги и забывают про комфорт.

После успешного концерта в редакции «Культура» музыканты обратились в Москонцерт, в филармонический отдел. В то время туда брали только лауреатов международных конкурсов или заслуженных артистов. Но они были молоды, и им все было нипочем. И снова повезло. Отделом руководил виолончелист Яков Моисеевич Смолянский. У квартета к тому времени было сделано 3-4 пьесы. Играли по нотам. От волнения пульты «полетели» во все стороны, кто-то чего-то забыл. Но Яков Моисеевич сумел разглядеть творческое зерно квартета и, можно сказать, не глядя, взял их в свой отдел и начал с ними работать. Доставалось от мэтра немало. Валентина в то время училась, на руках маленькая дочка, которую не с кем оставить и приходилось брать то на репетиции, то на гастроли. А тут еще Яков Моисеевич вызывает на дополнительные занятия, пальчики ставить. Он удивительный был фанат. В общем, замучил молодых музыкантов. Но сейчас Валентина ему за все очень благодарна.

«После выхода на эстраду решили придумать квартету название, ведь он состоит прежде всего из людей, а не из их инструментов, — рассказывает Валентина, — в те времена всего несколько музыкальных коллективов имели свои имена — «Песняры», «Аккорд» и т.д. Квартет народных инструментов на эстраду вышел впервые. До них выступали только отдельные солисты-балалаечники. Ансамбли же работали перед сеансами в кинотеатрах, в ресторанах да клубах. Я дала всем задание придумать слово из четырех букв. Думали долго, но, увы...»

И вот гастроли на Урале, в Магнитогорске. После первого же концерта за кулисы приходит один из слушателей. Валентина на него посмотрела, и сразу же у нее мелькнула мысль: «Бажов в гости пришел». Такое потрясающее сходство с этим великим сказочником. Больше всего поразили его глаза — ясные и синее, как небо. Волосы белые, взгляд молодой, свет из глаз просто струится, а самому лет под 80. И он говорит: «Ребята, как вы играете! Словно сказы сказываете». «Боже, — подумала, Валентина. — Да он же нас окрестил». Это судьба...

«А дальше у нас появились аранжировщики и композиторы, — вспоминает Соболева-Белинская, — самую большую роль в судьбе квартета сыграл композитор Иосиф Аркадьевич Тамарин». Но он не сам пришел. Валентина его уговорила. Он тогда преподавал в областном музыкальном училище джаз и писал джазовые пьесы. Однажды на отчетном концерте Валентина услышала их в исполнении джазового оркестра и была потрясена. После концерта, набравшись смелости, подошла к Тамарину и стала уговаривать написать что-нибудь для своего квартета. Тот сначала категорически отказывался: «Я джазовый композитор, а балалайку терпеть не могу». Но она уговорила его хотя бы прийти к ним и послушать. Пришел, послушал, остался. А вскоре принес и свою первую пьесу. Она была настолько гениальна, как будто ее писал композитор - народник. Хотя, даже народник бы так не написал. В общем, репертуар «Сказа» стал очень быстро пополняться оригинальными пьесами и аранжировками Тамарина.

Кроме него, с квартетом работал очень талантливый композитор Сергей Рыков, который жил недалеко от Белинских в Измайлове. За свою короткую жизнь Сергей написал много замечательных произведений для самых разных исполнителей. Например, для Вилли Токарева — музыку к песне «Заходи ко мне на огонек», для «Песняров» — ряд вступлений, исполняемых на баяне, для оркестра Гараняна — аранжировку песен Высоцкого «Кони привередливые», «Скалолазка». Всех и не перечислишь. Сергей Рыков был потрясающе талантливый композитор. Человек чистейшей души. Он мог в три часа ночи позвонить Дмитрию и Валентине и сказать: «Послушайте, какую я музыку сочинил».

Белинские хорошо помнят свои первые гастроли. Это была Румыния. Они ездили по линии ЦК комсомола. Там праздновали какой-то молодежный юбилей.

И еще они никогда не забудут поездку в Чечню. Квартет дал согласие сразу же, не раздумывая. Выступали в самых горячих точках, там, где не ступала нога артиста. Вместо сцены был кузов грузовика. Открытая площадка, а рядом, в горах, боевики. Опасные гастроли. Но страшно не было. Ранее «Сказ» уже выступал в горячих точках Афганистана, но там все было по-другому. Знакомые были удивлены таким решением. Не поддержал никто. Все только восклицали: «Вы что, ненормальные? Куда лезете? Зачем?»

Квартет пробыл там три дня, но столько впечатлений! Выступали в Новогрозненске, Шатое, Барзое, Шали. От одной «эстрадно - боевой площадки» до другой добирались на вертолетах. Как их принимали! В Новогрозненске концерт проходил почти в чистом поле.

Разведчики    подарили Валентине  такой  огромный букет ромашек,   что  они  с мужем     вдвоем едва его донесли. После этих гастролей    осталось впечатление,  что там      собрались самые    мужественные и чистые люди,   цвет   нации.      Конечно, бывают исключения, попадаются и отбросы. Но они не задерживаются или сами уходят, или их выгоняют с позором. «Когда мы уезжали,  солдаты и офицеры писали письма своим родным и близким и телефоны на клочках бумаги, — вспоминает Валентина, — просили им сообщить, что живы».

Очень тепло принимают квартет зрители. Они неоднократно были на гастролях в Польше. «В 2000 году поляки вручили нам медаль Адама Мицкевича и Александра Пушкина и диплом, — продолжает рассказывать Валентина, — это очень почетная награда. Ее вручают только полякам». Музыканты из «Сказа» стали первыми иностранцами, удостоившимися такой высокой чести. А вот во время последних гастролей, поляки обратились к ним с просьбой прислать им репертуар квартета (издано шесть сборников). Они создали у себя аналогичный квартет. Похожие музыкальные коллективы появились во Франции и в Америке. Иногда в зарубежных гастролях они ощущали себя немного дипломатами. Все долго вспоминали концерт в Кракове, в консульстве. В программе квартета есть гопак Хачатуряна из балета «Гаяне». Музыканты не планировали его играть, но чутье подсказало, что надо это произведение исполнить. И тогда Валентина объявила: «Сейчас прозвучит для вас украинский гопак из балета «Гаяне» армянского композитора Арама Хачатуряна в исполнении русского квартета «Сказ» на польской территории». Вот такой двойной квартет получился. Как потом им рассказывали сами работники консульства, этот концерт сравнивали с несколькими дипломатическими приемами.

«Во время зарубежных гастролей были незабываемые эпизоды, — вспоминает Соболева-Белинская, ~ в Бразилии к нам за кулисы пришел «король футбола» Пеле. Ему так понравилась игра, что он долго жал всем нам руки, выражая свое восхищение». Валентина подумала тогда, что сочетание мелодично - романтических звуков затрагивает самые тонкие струны души человека, независимо от его национальности. Кстати, по наблюдениям самих музыкантов больше всего балалайка волнует немцев.

В 2003 году «Сказу» исполнилось 30 лет. Юбилейный год он выступал с концертами на самых престижных сценах России. А в декабре — в Оружейной палате Московского Кремля.

Валентина Соболева-Белинская, талантливая и очаровательная женщина. В чем секрет ее молодости? В искусстве, гармонии с собой, любви и обожании мужа? Наверное, во всем понемногу.

 

Из досье квартета.

Русский концертный квартет «СКАЗ» основан в 1973 году. Артисты неоднократно выступали на сценах Кремлевского Дворца Съездов, Большого театра, в зале имени П.И. Чайковского, в залах Московской Государственной консерватории и др. В 1985 году квартету было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола. Коллектив также имеет дипломы Королевства Непал (1986 г.), Академии военно-морского флота Венесуэлы (1986 г.) и другие.

С 1987 года квартет «Сказ», являясь членом Международного союза музыкальных деятелей, активно концертирует и занимается популяризацией русской народной и классической музыки. Квартет выступал в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки, принимал участие в международных фестивалях и выставках в Дании, Норвегии, Голландии, Швейцарии, США, ЮАР. «Сказ» — автор многих фондовых записей на радио и телевидении и семи сольных пластинок и компакт-диска, выпущенного в Голландии. В 1994 году в Будапеште квартет записал музыку к кинофильму «Екатерина Великая» (производство США - Германия) совместно со сводным симфоническим оркестром исполнителей из Германии, США, Венгрии. В 1995-м — музыку к фильму «Индиана Джонс и Лев Толстой».

В составе ансамбля — профессиональные музыканты: художественный руководитель ансамбля Валентина Соболева-Белинская (домра-прима, вокал) — заслуженная артистка России, почетный член Международного музыкального союза имени П.И. Чайковского (г. Калькутта, Индия), почетный гражданин города Нью-Орлеана, США; заслуженный артист России, президент Российского Клуба музыкантов – народников Дмитрий Белинский (балалайка-прима, директор); дипломант международного конкурса Андрей Тарасов (домра-альт), дипломант международного конкурса Дмитрий Аверин (балалайка-бас).

*Более чем за 32-х летний творческий период, находясь в непрерывных поисках новых выразительных возможностей народных музыкальных инструментов, нового, современного сценического образа, а, главное, молодых, талантливых и перспективных музыкантов, состав квартета частично менялся. И, наверное, поэтому сегодня КВАРТЕТ "СКАЗ" сохранил свою яркость, свежесть, узнаваемый колорит звучания и максимальную работоспособность
*Добавлено администратором сайта

 

 

*Имеется в виду балалайка – бас, ее новое предназначение и функции на эстраде...

 

 


Татьяна Калмыкова


НА ГЛАВНУЮ

Музыка Квартета "СКАЗ"

Видео Квартета "СКАЗ"

Для писем


Hosted by uCoz